Главная » Статьи » Статьи о куклах. » Театральные куклы.

Театр теней.
Театр теней.
 
Театр теней – светлое искусство, искусство света, древнейший прототип кино. Бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран тени. Известны теневые театры и объемных кукол (ваянг голек в Индонезии). Театр теней зародился, вероятно, несколько тысячелетий назад – у народов Индии, Китая, Японии, Ирана. Его представления проходили ночью, от заката до рассвета. На хорошо утрамбованной поляне ставился на бамбуковых шестах экран из тонкой выделанной кожи, за которым разжигался огонь. По другую сторону располагались зрители. Перед экраном садился рассказчик, а зрители – участники обряда – слушали и смотрели возникавшие на экране картины из жизни богов, подвигов героев «Рамаяны» и «Махабхараты», общаясь с тенями своих предков, которые приходили к ним из другого мира. Такой спектакль мог продолжаться много ночей подряд. Издревле тень (так же как и отражение) наделялась особыми, магическими свойствами. Аборигены Индонезии, например, верили, что если тень человека ударить ножом, то ее хозяин обязательно умрет. Коренные австралийцы никогда не допускали, чтобы их тень падала на мертвую добычу, - они верили, что это навлечет на них беду. На протяжении многих веков театр теней не порывал со своими истоками и вплоть до нашего времени остается частью религиозных обрядов. Раскрывая содержание индонезийского театра теней (ваянг кулит), известный историк и искусствовед А.Д. Авдеев пришел к выводу, что ваянг кулит первоначально представлял собой «мужской обряд строгого изолированного характера». Целью этого обряда был вызов духов предков, влиявших на ход событий земной жизни, и общение с ними. Даланг, управляющий плоскими куклами, брал на себя роль проводника в «мир теней», он же «представлял собой посредника между миром живых и царством умерших предков». Его роль – это роль жреца. Экран же, отбрасывались тени от искусно вырезанных кукол, выполнял совсем иную, чем ныне функцию. Поскольку зрители-мужчины находились во время представления со стороны даланга и видели кукол, а не тени от них, то экран, занимавший место задника в обычном театре, служил своего рода охранительной стеной – ограничивал «священной пространство». Театр теней давно стал традиционным в Китае. Корейский театр теней (мансокчун нори) возник значительно позже (ок. 14 века) и, вероятно, на основе китайского. Существует множество версий происхождения турецкого теневого театра (хияли-зилль). Одни исследователи считают, что он пришел в Турцию через Индию из Китая. Другие – что театр теней был заимствован у китайцев монголами, и те, продвигаясь на запад, распространили его среди народов Малой и Центральной Азии. Третьи – что теневой театр попал в Анатолию из Египта. В любом случае ясно, что турецкий театр теней – явление, привнесенное извне, но прочно закрепившееся в народной культуре. Это одно из самых популярных народных увеселений. В 17 – начале 18 века театр теней укоренился на европейской почве, где утратил религиозное значение и превратился в «китайские тени».
Категория: Театральные куклы. | Добавил: Администратор (23.02.2012) | Автор: Наталья
Просмотров: 595 | Теги: театр теней, куклы, театральные куклы, марионетки | Рейтинг: 0.0/0