Главная » Статьи » Статьи о куклах. » Театральные куклы.

Китайские театральные куклы. Разновидности.
Театр теней.
 
Столь популярный драматический жанр театра теней или пьесы кожаных силуэтов берет свое начало в Поднебесной. Как гласит легенда, император Уди пребывал в глубокой печали после смерти своей наложницы леди Ли. Чтобы помочь ему пережить утрату, придворный гадатель сделал деревянную куклу, полностью повторяющую фигуру леди Ли. Силуэт любимой на занавеске вселил в императора уверенность, что его навещал ее дух. Этот случай считают началом искусства театра теней.
Современные куклы для театра теней делают из кожи, т.к. она легче и удобнее в управлении. Вот как проходит изготовление кукол: ослиную или овчинную кожу, очищенную от волосяного покрова, чистят и подвергают химической обработке для придания ей необходимой прозрачности. Затем куски кожи покрывают тунговым маслом, сушат и вырезают фигурки персонажей пьес. Тело, голову и конечности куклы вырезают отдельно, затем скрепляют с помощью нитей, а в руках кукловода игрушки оживают, полностью повторяя движения человека. Затем кукол раскрашивают в разные цвета, обозначая их основные качества – доброту или злобу, красоту или уродство. Во время представлений куклы держат близко к белому экрану цветной стороной, освещая тыльную сторону ярким светом.

Кукловоды управляют разными частями тел кукол с помощью специальных спиц. Представление сопровождается музыкальным аккомпанементом и пением самих кукловодов. Некоторые пьесы иллюстрируют довольно драматические события. Что до героев сказок и историй в стиле кунфу, они часто выполняют необыкновенные трюки, например, катаются на облаке или демонстрируют чудеса боевого искусства, доставляя особое наслаждение детской аудитории. Рост популярности театра теней начался еще с период династии Сун (960 – 1279 гг.), когда на празднествах устраивались многочисленные «теневые» представления. А в период династии Мин (1368 – 1644 гг.) в одном лишь Пекине насчитывалось до 50 трупп театра теней.

В 13 в. театр теней стал лучшим развлечением в юртах монгольских племен. Затем с их завоевательными походами этот вид искусства распространился на более отдаленные страны – Персию, Аравийский п-ов и Турцию. Позже театр теней также был представлен народам Юго-восточной Азии. В Европу театр теней привезли французские миссионеры в 1767 г., устроив представления в Париже и Марселе, вызвавшие бурный восторг зрителей. Со временем ombres chinoises – «китайские тени» (фр.) прижились, приобрели местный колорит и стали ombres francaises – «французскими тенями» (фр.). В настоящее время более 20 стан мира имеют свои труппы театра кукол. Заявления некоторых людей о том, что китайский театр теней положил начало киноискусству, несомненно, является преувеличением, однако пииньси бесспорно внес свой вклад в развитие индустрии развлечений. В наше время повсеместного распространения кино и телевидения, туристы по-прежнему желают видеть представления этого древнего драматического искусства. Сами куклы доступны в продаже в сувенирных лавках станы.
 
Кукольный театр.
 
Кукольный театр «куйлэйси» (кит. «марионетка, петрушка») более известен в Китае как «муоуси» (кит. «муоу» - «деревянная кукла»). Происхождение кукольного театра описано в традиционной песне: однажды князь Му государства Чжоу (ок. 10 в. до н.э.), возвращаясь с большой охоты в горах Куньлуна, увидел представление известного плотника Яньши – деревянные куклы собственного изготовления в руках мастера пели и плясали. Однако первое упоминание о муоуси как о самодостаточном виде развлечения датируется лишь династией Хань. Тем не менее возраст кукольного театра в Китае насчитывает по меньшей мере 2000 лет.

Так же, как и в большинстве других стран, китайские кукольные представления бывают 3 видов: куклы, управление которыми осуществляется с помощью специальных спиц-рычагов, марионеточные представления и куклы-перчатки.
 
Самым распространенным видом кукольных представлений в Китае остается первый из вышеперечисленных. При этом рост кукол, как правило, не превышает метра в высоту, мастера делают их максимально «живыми». Кукловод поднимает куклу над собой, одной рукой управляя корпусом муоу, а другой – парой спиц, отвечающих за движения рук. Ноги кукол чаще всего остаются закрытыми. От кукловода требуется особая сноровка при ведении куклы, т.к. ему необходимо держать неподвижном или перемещать по сцене предмет весом ок. 2-3 кг. Только так игра другими частями тела куклы будет достаточно убедительной.

Марионетки появляются перед аудиторией во весь рост. Голова, плечи, талия, руки и ноги куклы подвижны и управляются с помощью проволоки, тянущейся от каждой части тела куклы к единому мосту, скрытому от публики, с помощью которого кукловод и управляет ее движениями.
 
Куклы-перчатки или наручные куклы очень похожи на русского Петрушку, также именуются «куклы-мешки» в Китае. Они самые маленькие из 3-х видов кукол, в длину достигают ок. 20 см. Их наряды – маленькие мешочки, которые кукловод
Категория: Театральные куклы. | Добавил: Администратор (23.02.2012) | Автор: Наталья
Просмотров: 585 | Теги: куклы на спицах., театр теней, китайский кукольный театр, марионетки | Рейтинг: 0.0/0