Главная » Статьи » Статьи о куклах. » Русские и советские куклы.

Русские куклы.
Русская кукла.
 
 Одетые в богатые платья, роскошные куклы из фарфора, популярные в дореволюционной России, после революции были объявлены буржуазным пережитком. Для воспитания нового человека понадобились новые игрушки. Однако в 20-30 годы в советских артелях удавалось создавать только примитивных кукол. Их образы были призваны отражать новое время. Широко выпускаемые мягкие куклы с трудом можно назвать игрушками для детей. Скорее это символы социализма, символы той эпохи: красноармейцы, крестьяне с граблями, рабочие, краснофлотцы, пионеры. По технологии самыми доступными в то время были мягконабивные куклы, куклы из папье-маше или из дерева.
 
Великая Отечественная война приостановила развитие кукольного производства. Но зато уже в 50-е годы открывались новые фабрики, восстанавливались артели. Однако отсутствие художников на производстве накладывало свой отпечаток. Все куклы начала 50-х как бы на одно лицо, с одним застывшим выражением. Кукла с индивидуальностью, веселая или задумчивая, или даже просто глупышка, не соответствовала идеалам того времени. Кукол приходилось делать из некачественного целлулоида, часто их мастерили из переливки лома. Вместо муфельных тонкотертых белил в артели поставлялись малярные белила, годные только для строительства. Похожая ситуация была и с другими материалами. Поставка лоскута для одежды кукол становилась проблемой для производства. Но бывали и исключения. К примеру, кукла Рая выпускалась даже с приданым. Она имела нарядные платьица, матрасик, одеяльце и постельное белье. Но при этом лоскут был плохого качества и темных, безрадостных тонов. При всей добросовестности художников, из некачественных отходов хороших кукол не создашь. Большинство артелей выпускало кукол по однообразным моделям. Нередко бывали случаи искажения скульптурной формы в куклах из папье-маше, да и в керамических и мягконабивных. Непрочно закреплялись головы, ручки и ножки бывали разной длины. Помимо того, когда кукол производили большими партиями, их внешнее оформление и упаковка оставляли желать лучшего.
 
Это наводило на мысли о том, что для изготовления кукол необходимы в первую очередь именно художники-кукольники, а не производители и промышленники. В итоге, к обсуждению проблемы были привлечены видные писатели, художники и даже научные деятели. Был поднят вопрос о том, что нужен специальный журнал, специальная кукольная литература. С повышением требований к кукле, возник вопрос и об авторстве. Художники считали, что анонимность на этом поприще не приемлема. Дети и родители должны знать, кто авторы их кукол. А автор куклы, в свою очередь, должен быть морально и материально заинтересован в своей работе.
 
 Для советского времени подобный образ мышления не характерен, но, тем не менее, уже тогда вопросы ставились именно так, «не по-советски». Результат не заставил себя ждать. К середине 50-х появились шарнирные куклы с цельно-прессованным туловищем, со звуком, с закрывающимися глазами, с красочно оформленными коробками. Советским художникам удалось найти очень удачные варианты кукольных лиц и настроений. Производители кукол и игрушек экспериментировали со способами производства и материалами, совершенствовали технологии, создавали и закупали специальные станки, машины для набивки шарнировки, различные приспособления, ускоряющие оформление кукол: вставку глаз, изготовление париков. Кукол стали производить преимущественно из прочного материала, моющегося, сохраняющего форму на длительный период. Художники стремились лучше передать скульптурный рельеф моделей. В твердую прессованную головку куклы монтировали звуковое устройство и закрывающиеся глаза. Такой метод производства прочной модели позволял сохранить образ, созданный художником, а к созданию образов привлекались скульпторы высокого класса. Эти игрушки стали пользоваться большим спросом.
С привлечением большого количества специалистов повысилось как качество кукол, так и разнообразие. На прилавках магазинов появились куклы разных типажей, персонажи детского театра, литературных произведений и сказок, куклы в национальных костюмах народов Советского Союза, в костюмах разных профессий. Выпускались крупные куклы (40-60 см), средние (20-35 см) и мелкие (10-15 см). Для них стали делать модельную обувь, оригинально упаковывать. За создание кукол даже стали присуждать премии! Например, известно, что премию получили авторы куклы «Светлана», ее изготовили в московской артели им.8 Марта. Советских кукол стали представлять на международных выставках (на выставке кукол в Дели). Помимо качества самой куклы, ее одежды и упаковки, разнообразнее и интереснее стали посуда, кроватки, коляски.
Отдельно стоит сказать про кукольный гардероб. Созданный тогда Институт игрушки издал практическое пособие «Костюмы для кукол». Наряду с моделями платьев, в альбоме были представлены и другие предметы кукольного гардероба: головные уборы, обувь, белье, а также парики-прически. Этот альбом стал не только полезен для производителей, но и для покупателей. Пользуясь им, можно было создавать кукольный гардероб и в домашних условиях. Но творческий энтузиазм конца 50-х быстро закончился.
 
И уже в 60-е годы фабрики опять сосредоточились на массовости производства в ущерб качеству. Куклы производились огромными однообразными партиями. А в 80-е годы магазины накрыла волна импортных кукол, и длинноногая Барби окончательно вытеснила советские куклы.
 
Сегодня советские куклы (производства до 60-х годов) являются предметом коллекционирования. К сожалению, их сохранилось не так много. Увидеть их можно, в основном, в музеях и в редких коллекциях.
Категория: Русские и советские куклы. | Добавил: Администратор (22.02.2012) | Автор: Наталья
Просмотров: 1216 | Теги: советская кукла, кукла, русская кукла | Рейтинг: 0.0/0