Главная » Статьи » Национальные жилища народов мира. » Юрта.

Казахская юрта.
Казахская юрта.
 
Кочевой образ жизни нашел свое отражение во всех элементах культуры и быта казахов. Особенно отчетливо прослеживается это в жилище. Благодаря многовековому опыту у казахов выработался наиболее удобный и совершенный тип переносного жилища – юрта, отвечающая кочевому быту.
 
В своем развитии она прошла долгий и сложный путь, от простейших форм переносного жилища до окончательного ее оформления. Изобретение юрты и ее распространение относится к середине первого тысячелетия н.э. и связано с древнетюркской средой. Эволюция юрты привела в XVI в. к формированию двух ее типов: тюркского и монгольского. Округлый сферический купол, образующийся благодаря изогнутым купольным жердям характерен для тюркского типа, а монгольский имеет коническую форму из-за прямых купольных жердей.
 
Юрта легко и скоро собирается, разбирается, удобна для перевозки вьюком на верблюдах или арбе и довольно устойчива даже при сильных ветрах. В зимнее время она служит укрытием от холода, а летом от дождя и сильных ливней, от зноя и пыли, отличаются юрты и хорошей вмещаемостью.
Для казахской юрты характерно то, что площадь ее строго распланирована, домашние вещи размещены в ней в определенном порядке.
 
Многие ученые-географы и путешественники в своих трудах уделяли внимание юрте, описывали ее убранство и устройство, отмечали достоинства юрты – легкость сборки и разборки, ее мобильность.
 
Деревянный каркас и войлочное покрытие – основные части казахской юрты. Производством деревянных частей юрты (сүйек) занимались особые мастера (үйші). Главные требования к деревянной конструкции – это легкость и прочность материала, поэтому для изготовления использовалась древесина ивы, березы, тополя. Наилучшей издавна признана ива, или, как ее называют в народе – тал. Это твердый легкий материал, обладающий свойством гнуться, принимая желаемую форму, под действием несложных технических приемов, к тому же доступный – заросли его встречались во многих районах Казахстана.
Остов юрты составляют основные элементы: раздвижная решетчатая основа – кереге, купольные жерди – уық, полусферическое навершие – шанырақ, дверь – есік.
Кереге (основа) юрты составляется из нескольких отдельных секций – қанат («крыло»). В жердях, образующих қанат (секцию), в местах скрещения по диагональной оси делались отверстия для крепежных ремешков. Это узкие полоски верблюжьей, воловьей или конской кожи, скреплявшиеся в узел и напоминающие нам гвоздь с колпачком. Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигалась и раздвигалась, в деревянной конструкции не применялось ни одного гвоздя.
 
Основная масса казахского населения довольствовалась шестиканатными юртами, войлочное покрытие которых делалось из темно-серых тонов шерсти. У зажиточных казахов число қанатов в кереге доходило до восьми и более. Войлочный покров делали из светлой шерсти. Если говорить о юртах богатых, то у них нередкими были двенадцати – четырнадцати қанатные юрты, а покрытие было из наилучших сортов белой шерсти.
 
Кереге (основа), придавая окружность юрте, делал ее устойчивой при сильных порывах ветра. Не имея углов, она быстрее сохла после дождя.
 
Шанырақ (верх), в отличие от других деталей юрты, изготовляемых из тала, создавался из березы. Изготовление шанырақа – наиболее трудоемкая и ответственная работа, поэтому выбор необходимой заготовки мастер производил сам. Для этого выбиралась береза, имеющая искривление ствола. Ее срез производили не позднее середины лета, когда дерево было полно соков. После ошкуривания в сыром состоянии сразу же начинали обработку – догибали до нужных размеров, делали необходимые срезы и соединяли два полукружия в креплении.
В отверстие шанырақа выходил дым из открытого очага, одновременно он служил и окном для освещения жилья, а на ночь закрывался войлочным покрытием – тундик.
Шанырак у казахов являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода и передавался из поколения в поколение, от отца к младшему сыну. Эта юрта считалась у родственников старшим большим домом, домом черного закоптелого шанырака, действительно становившимся таким от векового дыма. Старшие дети, отделившись от отцовского дома, приносили в большой дом «долю духов предков» от забитого скота, а невестки приносили часть из своего приданого, несмотря на то, что хозяином юрты был младший брат. Считалось, что шанырак представлял собой силу и покровительство духов предков.
 
Внешним покрытием юрты служил войлок, состоящий из трех видов полотен, различных по своим размерам: туырлық – покрытие основания, үзік – покрытие купола, түндік – покрытие шаңырақа. Войлочное покрытие изготовлялось из лучших сортов овечьей шерсти осенней стрижки, которая хорошо поддавалась обработке, и войлок получался очень плотным, не был рыхл и долго не изнашивался. Войлочное покрытие защищало зимой от ветра и мороза, летом – от солнца, дождя и пыли.
Первый казахский ученый-просветитель Ч. Валиханов писал: «После утомительного и жаркого дня, полного труда, как особенно приятно в прохладный вечер лежать в юрте и, подняв вокруг юрты войлок для свободного течения ветра, отдыхать». В годы советской власти пытались найти заменитель дорогостоящему натуральному сырью. Провели эксперимент: войлочное покрытие заменили синтетическим материалом, который не промокал, но утратил другое важное качество – защищать от перегрева. Летним днем синтетический материал нагревался, и в юрте под таким покрытием было жарко и душно. Таким образом, натуральное сырье, используемое в конструкции юрты, способствовало тому, что в юрте даже в самый сильный зной было прохладно, а ночью тепло.
 
Непременный атрибут юрты – шимши, узорная циновка, помещаемая между кереге (основой) и войлоком. Материалом для циновок служил вид степного тростника, а также разноцветная шерстяная пряжа, которой обматывались стебли чия в определенном порядке, создавая целостный орнаментальный рисунок. Циновка служила фоном интерьера юрты и ее плетению женщины придавали большое значение. Неумение хозяйки плести циновки считалось зазорным и осуждалось. Шимши не только атрибут красоты, но и служит защитой от холодных зимних ветров, сохраняя тепло, и вместе с тем пропускает свет и свежий воздух летом, когда низ войлочного покрытия приподнят над землей.
 
Есік (при открывании и закрывании двери издают скрип, отсюда и их название) – дверь юрты состоит из трех частей: косяка, деревянных створок и войлочной накидки с пришитой узорной циновкой. На косяк и дверь шли сосновые доски. Дверь украшалась резным орнаментом или красочными узорами. К внутренней стороне войлочной накидки двери юрты пришивалась узорная циновка.
 
Юрта является результатом взаимодействия почти всех видов домашнего производства: мастера по дереву создавали различные части каркаса; из овечьей шерсти мастерицы валяли войлок для покрытия деревянного каркаса; без предметов внутреннего убранства нельзя представить себе традиционную казахскую юрту, и в производстве их участвовали мастера по выделке войлочных и тканых предметов, вышивке и плетению, обработке кож и дерева.
Завидные свойства юрты: сохранять тепло, компактность при транспортировке, легкость установки и разбора – были использованы в годы первой мировой войны, в Великую Отечественную, во время землетрясения 1988 года в Армении, когда сотни тысяч людей остались без крова.
Трудно переоценить достоинства юрты, своеобразного шедевра многовековой культуры казахского народа, ей отдается справедливое признание как лучшему переносному, экологически чистому виду жилища.
Категория: Юрта. | Добавил: Администратор (23.09.2012) | Автор: Наталья.
Просмотров: 6141 | Теги: казахская юрта | Рейтинг: 4.0/2