Главная » Статьи » Национальные жилища народов мира. » Чум.

Чум - жилище северных народов.

Жилище ненецкого народа – чум.
 
На протяжении веков в арктических районах складывалась уникальная модель взаимоотношений людей с окружающим миром. Любой предмет кочевого быта доведен народным опытом до совершенствования. По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно.
И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище можно построить в любом месте из перекрещенных шестов, покрытых ветками или шкурами.
Со временем чум стал сложнее. Его каркас составляют от 15 до 50 шестиметровых шестов. Для него необходимо четыре покрышки (нюка), сшитые из 50- 60 оленьих шкур или кусков бересты (летом). В комплект ненецкого чума входят 6 -8 широких четырехметровых досок, их настилают вместо пола, и ещё циновки из трав и прутьев.
Устанавливали чум у ненцев женщины по строго установленным правилам. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста (нижние концы втыкали в землю под углом 45 гр, а верхние связывали гибкой петлей). По окружности размещали остальные шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (симза) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – нюки. За 30 – 40 минут чум был установлен.
В чем же преимущества чума перед другими видами жилищ? Коническая форма хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. C крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух, а дым висит только у самого отверстия в верхней части чума – макодаси. Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и. как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.
Главный элемент чума – шест. Их готовят долго и тщательно. Шест обрабатывали так, чтобы он утолщался с обоих концов к середине. Шесты служат тундровикам не одно десятилетие. С давних времен олений волос на покрышках – нюках подстригали. Объяснялось это тем, что зимой снег набивается в длинный мех, затем подтаивает и образует ледяную корку, которая утяжеляет мех, давит на шесты, не дает покрытию «дышать». И этим нарушается тепловой режим.
Существует варианты чума в зависимости от времени года, назначения, особенностей конструкции. Зимний чум – "сырей мя". Это традиционный чум. Летний чум – "таны мя". Имеет туже конструкцию, но отличается покрытием. Покрытием летнего чума служат мюйко – старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия. В комплект летнего чума входит полог, сшитый из легкой ткани (ситца). Им закрывают спальные места от комаров и гнуса. Летний чум ставят на продуваемых ветрами местах, на возвышенности.
Отельный чум – сую,,мя,, (олененка чум). Во время отела важенок и телят отделяли от большого стада, которое продолжало кочевать. Для пастухов оставшихся с телятами ставили отёльный чум. Во время стоянки телята должны были окрепнуть. По конструкции и покрытию – это зимний чум. Родильный чум. В книгах исследователей жизни ненецкого народа можно найти сообщения, что для женщины на время родов ставили отдельный «поганый» чум – ся,,мэй, мя,,. Пол в нем застилали еловыми ветками. После того как женщина с ребенком возвращалась в жилой чум, родильный уничтожали.
Ставили отдельный чум и для больного, когда от него откочевывали.
Чум покойника – халмер, мя,,. Он тоже считался нечистым. После смерти человека чум переносился на новое место, а на месте старого чумовища устанавливался маленький чум, модель чума, который со временем сам должен упасть. Оставляли и часть вещей покойного, чтобы он не искал «живое» стойбище. Двери такого чума смотрели на запад, в сторону мертвых.
Легкий чум – мяпой мя,,. Его берут с собой при поездке на большие расстояния. Это скорее половина чума. Заслон – хэнг. Его можно отнести к наиболее древнему виду жилища ненцев. Заслон строят из двух палок и прислоненных к нему шкур, летом вместо шкур используют лодку.
 
Роль чума необычайно велика. Поэтому неслучайно, что мядико – чумики – как повторяющаяся часть орнамента используется для украшения паниц, обуви, сумочек, покрывал на оленьей женской упряжке. С чумом связано много ритуалов. Особое внимание уделялось разборке чума и переносу его на новое место во время эпидемий, после рождения ребенка, после похорон. По поверьям сразу после отъезда людей на чумовище появляется дух Мядында, который собирает все остатки вещей, а также волосы, ногти. Этот дух может наслать порчу на людей. Нельзя было возвращаться за забытой вещью одному, без спутника, чтобы душу не украл этот дух.
В чуме большое значение имел очаг. Доброе пожелание звучало: «Пусть не гаснет огонь в вашем чуме». Это пожелание было символическим, оно означало «пусть не закончится ваш род». Культ огня один из важнейших у ненцев. Но священным считается открытый огонь, «живой». Камлание шамана происходило только при живом огне. Оскверненную вещь держали над огнем, чтобы очистить.
Чум традиционно освещался жировыми светильниками из оленьего жира. Кроме очага, еще два элемента очень значимы: дверной вход и симзы (центральный внутренний шест). Вход разделял две сферы: жилое и нежилое, дикое и домашнее. Вход не должен смотреть в ту сторону, откуда приехали чумы. Женщины и дети входят в чум, взявшись одной рукой за края обоих покрытий и повернувшись через левое или правое плечо. Мужчины открывают вход взмахом покрытия через спину. Детям нельзя сидеть или стоять при входе: говорили, духи тебя застрелят. Это объяснялось тем, что против входа находилось место, где обитали духи. Умершего никогда не выносили через вход, чтобы его вынести поднимали покрытия. В свадебном обряде вход служил преградой для жениха и его родственников: они должны были просунуть лоскут сукна через вход в чум невесты.
 
Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу должен быть приставлен шест. Симзы (шест) - часть приспособления для подвешивания котла над котлом. Место между симзы и очагом отгораживало священное место в чуме. Пространство между симзы и очагом не разрешалось переступать женщине. Во время камлания шаман сидел около симзы, его бубен обносится вокруг священного щита. За симзы нельзя класть никаких вещей, кроме культовых вещей, продуктов, посуды. Мебели в чумах не было никакой, за исключением низкого столика (около 20 см высотой), за которым обедала семья.
К ненецким национальным предметам быта относят широко распространенные мешки из оленьих шкур разных размеров (пад, падко), служившие для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки богато орнаментировали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и часто делалась из ровдуги. В чумах сумки иногда служили подушками. Широко были распространены сумочки другого типа -ттуця′, служившие для хранения швейных принадлежностей. Они имелись у каждой женщины. Туця′ шили из шкур двух оленьих лбов, часто прикрепляли копытца новорожденных телят, маленький мешочек для жильных ниток, кусочков сукна и футлярчик для наперстка. На месте глазниц нашивались треугольные кусочки орнамента.
Необходимой принадлежностью быта ненцев являлись деревянные колотушки, мужские и женские, Мужские служили для сколачивания снега с сиденья нарты, раскапывания снега при осмотре места для пастьбы оленей и установке капканов. Женские колотушки служили для обивания снега с обуви и меховых вещей и имели саблевидную форму. Для освещения чума ненцы пользовались жировыми светильниками, представлявшими собой чашки, наполненные оленьим салом, куда клали кусок веревки.
 
Литература.
1. Хомич Л.В. Ненцы. – М.Л. 1966.
2. Южаков А.МухачевА. Этнические особенности оленеводства ненцев. – 2000.
3. Харючи Г. П.Традиции и инновации в культуре ненецкого народа. – Томск. 2001.
4. Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Тюмень. 1994.
5. Евсюгин А.Д. Ненцы архангельских тундр. – Архангельск. 1979.
 
Источник:
http://andeg.ucoz.ru/


Источник: http://andeg.ucoz.ru/
Категория: Чум. | Добавил: Администратор (26.05.2012) | Автор: Наталья.
Просмотров: 7841 | Теги: чум, традиционное жилище ненцев | Рейтинг: 4.2/5